Мир не стоит на месте, а движется вперед с фантастической скоростью. Зачастую скорость мысли и рождения новых креативных идей значительно опережаетфинансовые возможности, которые есть у людей. Когда у инициаторов интересных проектов недостаточно тех или иных ресурсов для реализации своих задумок,есть вероятность того, что кто-то эти ресурсы найдет и предоставит. Одной из своеобразных форм финансовой поддержки оригинальных идей и проектов является краудфандинг (от английских слов сrowd — "толпа", funding — "финансирование").

Краудфандинг – это совместное финансирование той или иной инициативы большим количеством сравнительно мелких инвесторов (как правило, физических лиц). Это понятие имеет глубокие корни во многих культурах. Прообразом современного краудфандинга является толока – форма сельской взаимопомощи. Краудфандинг – это и есть современная толока, где основным ресурсом являются денежные средства, а местом их сбора – сеть Интернет.

Основные термины

Когда молодой и креативный проект выходит на специализированный краудфандинговый ресурс в Интернете для сбора средств, то это называется краудфандинговой кампанией (fundingcampaign).

Инициаторы проведения краудфандинговой кампании называются создателями проекта (projectscreators).

Люди, оказывающие финансовую поддержку краудфандинговым кампаниям, называются спонсорами (backers) или сторонниками (supporters). Спонсоры, поддерживающие краудфандинговую кампанию, не являются инвесторами, так как они, как правило, не вкладывают деньги в актив в надежде на то, что его цена со временем вырастет. В некоторых проектах их правильнее называть покупателями или благотворителями.

Покупатели принимают участие в краудфандинге, базирующемся на принципе предварительной продажи. Спонсоры, участвующие в таком проекте, по сути, вносят предоплату за продукт или услугу, которые появятся в обозримом будущем (через месяцы, а иногда и годы после завершения кампании). Таким образом, спонсоры авансируют продавца, а тот, в свою очередь, гарантирует им предоставление товара или услуги по факту успешного завершения проекта. Например, это может быть выпуск книги за счет средств, собранных с помощью краудфандинга. Когда книга увидит свет – спонсоры получат один или несколько ее экземпляров, в зависимости от суммы предоставленных средств.

Благотворители принимают участие в краудфандинге, базирующемся на принципе получения льгот. При данном типе краудфандинга спонсоры получают ряд уникальных бонусов (например, упоминание в списке спонсоров, нанесение логотипа спонсора на конечную продукцию, эксклюзивная встреча с участниками проекта и пр.). В обмен на финансовую поддержку команда проекта разрабатывает список льгот и привилегий различной значимости, которые спонсор может приобрести. Такой краудфандинг, по сути, является благотворительностью, так как получаемые спонсором льготы зачастую являются чисто номинальными и отражаютлишь эмоциональную составляющую причастности человека к участию в проекте. Как правило, такая форма краудфандинга используется при финансировании социальных проектов и проектов, связанных с искусством.

Нередко создатели краудфандинговых кампаний сочетают формы краудфандинга, в результате чего человек не только вносит предоплату за конечный товар, но и получает ту или иную эксклюзивную льготу в зависимости от суммы, которую он внес на поддержку проекта.

Особенности краудфандинговых проектов

Теоретически попытать счастья и попробовать собрать средства можно на реализацию абсолютно любого проекта. Однако для того, чтобы кто-то захотел пожертвовать часть собственных денег, идея должна казаться важной и полезной хотя бы небольшой группе людей. Вы точно не сможете собрать с помощью краудфандинга деньги на покупку нового автомобиля для личного пользования. Другое дело, если автомобиль требуется, скажем, отряду волонтеров, спасающему диких животных или осуществляющему поиск пропавших людей.

Многие успешные краудфандинговые проекты связаны с образованием, культурой, искусством.

Пожалуй, главное условие для того, чтобы краудфандинговая кампания завершилась успешно – это социальная значимость проекта.

Посмотреть примеры проектов можно на различных краудфандинговых площадках, которые функционируют и в Беларуси.

Буква закона

В соответствии с реализуемой программой инновационного развития Беларуси для обеспечения цифровой трансформации национальной экономики предусматривается, в том числе развитие краудфандинга. Несмотря на отсутствие в настоящее время отдельного нормативно-правового акта, регулирующего краудфандинг, он не противоречит действующему законодательству и является легальным способом привлечения финансирования.

 

Проверьте себя! Предлагаем вам ответить на несколько вопросов, которые помогут оценить вашу финансовую грамотность, узнать свои пробелы и определить дальнейшие шаги для повышения своих компетенций в финансовой сфере. Это просто, интересно и полезно!
Что вы знаете о кредитах?

Выбор кредитных продуктов на различных условиях в банках страны сегодня большой. Но получение кредита – это очень серьезное решение, которое требуют от человека ответственности и дисциплины. А также знаний...

Умеете ли вы рассчитывать проценты по кредиту?

Знаете ли вы из чего складываются платежи по кредиту, и какие схемы погашения задолженности вам могут предложить в банке? Умеете ли вы расчитывать платежи по кредиту: дифференцированные, аннуитетные, равными долями.

Услуги на финансовом рынке

Финансовый рынок постоянно развивается, появляются новые услуги. А вы слышали о микрофинансовых организациях, ломбардах? Кредит, аренда и лизинг – в чем разница? Сумеете ли вы правильно воспользоваться лизингом? Что вы знаете о рынке форекс?

Береги кредитную историю смолоду

Что такое кредитная история? Почему она так важна? Какая организация формирует кредитные истории? Как получить содержащуюся в ней информацию? Давайте узнаем ответы на эти и другие вопросы.