13.03.2019 - 18.03.2019

Тема конкурса видеоблогеров 2019 года "Деньги, инфляция и ценовая стабильность".

В связи с Неделей финансовой грамотности детей и молодежи (Global Money Week), Национальный банк традиционно проводит конкурс видеоблогеров.

Призы

Главный приз в каждой возрастной группе – денежная премия.
Жюри также имеет право учреждать дополнительные поощрительные призы.



Участники

В конкурсе могут принять участие (как индивидуально, так и в составе коллективов) граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, в возрасте от семи до тридцати одного года. Каждый участник конкурса может прислать только одну работу. Конкурс будет проводится в трех возрастных категориях.
 

Категория
от 7 лет до 12 лет
от 13 лет до 17 лет
от 18 лет до 31 года

Этапы

Этап 1
25.03.2019 - 31.03.2019

Направь на электронный адрес konkurs@nbrb.by заявку на участие в конкурсе, ссылку на страницу www.youtube.com, файлообменника, социальных сетей, где размещена конкурсная работа (видеоролик) либо сам видеоролик.

Этап 2
05.04.2019 - 05.04.2019

Торжественная церемония награждения победителей и призеров конкурса видеоблогеров на тему "Деньги имеют значение"

Требования к заявке и видеоролику


Рекомендуемая продолжительность видеоролика, представляемого на конкурс, составляет три минуты.
Для участия в конкурсе необходимо заполнить заявку. Ознакомиться с Положением о конкурсе, утвержденным Постановлением Правления Национального банка от 11.02.2019 №64.
 


О чём должен быть видеоролик


Порассуждай в видеоролике на одну или несколько тем о деньгах, инфляции и ценовой стабильности. Что ты знаешь об этих экономических понятиях? Можешь рассказать простыми словами об этих непростых вещах?

Трудно представить себе современную жизнь без денег. Это важнейшее изобретение человечества, без которого развитие общества было бы невозможным.
За свою историю деньги имели различные виды и формы: от ракушек, камней, золотых и серебряных монет до бумажных купюр. Сегодня все деньги можно разделить на два вида: наличные (монеты и банкноты) и безналичные (которые существуют только в виде записей на счетах в банках).
Современные деньги создаются банками. Как это происходит? Практически во всех странах банки делятся на центральный банк и остальные банки, часто их называют коммерческими.
Центральный банк – это банк, обладающий по закону исключительным правом на выпуск денег в обращение (печать банкнот, чеканка монет). Он работает только с банками, а его задача заключается в поддержании достаточного количества денег в стране. Если денег не хватает, то он предоставляет их в долг банкам, а если слишком много – занимает у них. Так деньги попадают в оборот, либо изымаются из него.
Однако создание денег происходит и в процессе их обращения, то есть без прямого участия центрального банка. Каким образом? В результате кредитования банками своих клиентов. Смотри, как это происходит.
Количество денег у людей на руках является ограниченным. Поэтому обладая определенной суммой, человек должен делать выбор: потратить их сегодня или сберечь для того, чтобы использовать в будущем.
Если человек совершил все необходимые покупки, оплатил счета и у него остались еще деньги, то он может их одолжить тому, кому их не хватает для совершения своей покупки. Но за это он, естественно, хочет вознаграждение в виде процента. И здесь появляются банки, которые готовы брать деньги в долг у одних и выдавать их в кредит другим. Когда банк выдает кредит, а его получатель совершает покупку, деньги перечисляются продавцу товара. Продавец их размещает в банк, который получает возможность вновь выдать кому-нибудь кредит. И так далее по цепочке.
Получается, что деньги, которые разместил первый вкладчик, создают новые деньги, которыми уже обладает другой, в нашем примере – продавец товара. В результате общее количество денег увеличивается.

Все это хорошо. Но встает вопрос – могут ли быть лишние деньги в экономике? Может ли центральный банк выпустить очень много денег, чтоб всем было вдоволь? Давай посмотрим, что происходит, если денег в стране больше, чем необходимо экономике.
Чем больше денег появляется у людей, тем больше они могут потратить на покупки. Но ведь количество произведенных товаров ограничено и на всех желающих их может не хватить. Конечно, производители также постараются выпускать как можно больше продукции, но их возможности небезграничны. Для того чтобы избежать дефицита товаров, продавцы будут вынуждены поднять цены.
Рост цен в экономике называется инфляцией. Это означает, что деньги обесцениваются. То есть на определенную сумму можно купить меньше тех же товаров, что можно было купить раньше.
Высокая инфляция – это плохо для всех. И для людей, и для предпринимателей, и для государства. Становится невыгодно делать сбережения, планировать наперед, люди избавляются от денег, тратят их как можно скорее, покупают иностранную валюту. Обменный курс повышается, и инфляция еще больше усиливается.
Но и обратная ситуация, когда цены устойчиво снижаются (такое явление называется дефляция) также очень опасна для экономики.
При дефляции люди начинают откладывать покупки, надеясь, что в будущем товары станут еще дешевле. Получается замкнутый круг – производство перестает развиваться, предприятия не нанимают новых работников и даже могут увольнять уже работающих, население не покупает товары, возможности производителей еще больше ухудшаются.
Получается, что инфляция, как и дефляция, напрямую зависят от количества денег в стране.
Стабильная маленькая инфляция – лучше всего для экономики!
Знаешь, какая инфляция в нашей стране сейчас? И к чему мы стремимся?

Итак, движение денег в экономике стран регулируют центральные банки. В нашей стране – это Национальный банк Республики Беларусь. Ценовая стабильность – это основная его цель. С помощью разных способов Национальный банк стабилизирует цены и сдерживает инфляцию в стране. Основной его помощник в этом вопросе – процентная ставка. Каким образом это работает?
Национальный банк устанавливает процентную ставку, по которой он готов брать деньги в долг у банков или выдавать им кредиты. Эта ставка называется ставкой рефинансирования. Если Национальный банк повышает ставку рефинансирования, то это значит, что банкам становится дороже занимать у него деньги. В результате банки вынуждены поднимать ставки по вкладам, которые они привлекают у своих клиентов, и по выдаваемым кредитам.
Все это оказывает влияние на предпочтения людей и на их решения. Чем выше ставки, тем более выгодным становится сбережение денег. Так, благодаря полученным процентам в будущем можно будет позволить себе купить больше товаров. И наоборот, чем ниже ставки, тем более доступный кредит и люди более активно совершают покупки.
Как мы говорили, деньги создаются в процессе кредитования, и именно центральный банк следит за тем, сколько денег должно быть в стране. А ученые доказали, что в длительном периоде времени рост количества денег в стране превращается в рост цен. Поэтому в большинстве стран мира именно центральные банки отвечают за ценовую стабильность.
Измеряем цены
Рост цен можно измерять по-разному. Наиболее известным способом является измерение с помощью индекса потребительских цен. Текущие цены сравниваются с прошлыми и рассчитывается их прирост, то есть инфляция.
Сначала изучаются предпочтения людей, анализируется, какие товары они обычно покупают. В потребительскую корзину, стоимость которой сравнивается во времени, входит около 450 товаров и услуг, цены на них наблюдают в 31 городе нашей страны. Цены наблюдаются не только в крупных торговых сетях, но и в мелких и средних магазинах и даже на рынках. Это очень большой и кропотливый труд! Эту работу выполняет государственная служба по сбору разной количественной информации, касающейся жизни нашего общества, – Национальный статистический комитет.
Индекс потребительских цен – это серьезный показатель, который отражает состояние экономики. А ты слышал что-нибудь про шуточные экономические показатели, такие как индекс бигмака, индекс оливье или индекс кофе латте? Сравнивать экономики стран с помощью таких вещей, конечно, несерьезно, но очень забавно.

По официальным данным инфляция небольшая. Но иногда ты готов биться об заклад, что цены на товары, которые ты покупаешь, растут. Почему так происходит? Дело в том, что потребительская корзина у каждого человека своя. Кто-то не ест мясо, кто-то не любит гречку, а кто-то не мыслит свой день без шоколадки. Кроме того, личная инфляция – это зачастую не столько точный расчет, сколько наше ощущение и восприятие. Когда растет цена на то, что мы привыкли покупать, это, конечно же, очень врезается нам в память.
Хотя произвести расчет не так уж и трудно. Потребуется лишь немного терпения. Каждый человек может посчитать, как за определенный промежуток времени изменились цены на товары, которые он покупает. Для этого составляем список товаров и услуг, которые мы приобретаем из года в год, напротив каждого наименования записываем цену. То же самое делаем в новом году. Сравниваем, на сколько процентов изменилась стоимость нашей потребительской корзины. Если ты ведешь учет доходов и расходов, то получение этих данных не составит труда. Сделав несложные вычисления, ты можешь посмотреть, насколько больше ты тратишь на те же товары в этом году и узнать свою личную инфляцию. Эта цифра может быть полезна тебе при личном финансовом планировании. Теперь ты знаешь, что для того, чтобы сберечь твои сбережения от инфляции, тебе нужно их размещать в депозит со ставкой, которая будет выше именно твоей личной рассчитанной инфляции.
Покажи на простом примере, как можно посчитать личный индекс потребительских цен.

Тимошенко Александр Михайлович
председатель жюри

Начальник Управления информации и общественных связей - пресс-секретарь Национального банка Республики Беларусь

Сакович Юлия Вячеславовна
секретарь жюри

Начальник отдела финансовой грамотности Управления информации и общественных связей Национального банка
 

Воляк Сергей Леонидович
Телеведущий/шеф-редактор экономических программ Агенства телевизионных новостей Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь
Высоцкая Людмила Юльяновна

Пресс-секретарь Министерства образования Республики Беларусь               

Рыжковская Оксана Владимировна

Начальник управления монетарной политики Главного  управления монетарной политики и экономического анализа Национального банка
Республики Беларусь

Салак Сергей Викторович

Заместитель начальника Управления информации и общественных связей Национального банка Республики Беларусь

Цвирко Надежда Михайловна

Обозреватель по экономическим и другим вопросам дирекции специальных проектов ЗАО "Второй национальный телеканал"
 

Победители

Возрастная категория от 7 лет до 12 лет
Романенко Эмилия
г. Минск
7 лет
 
Возрастная категория от 7 лет до 12 лет
Мачкалян Арсен, Вознюк Алиса, Каплан Энис,
г. Витебск
Мачкалян Арсен, 12 лет,
Вознюк Алиса, 10 лет,
Каплан Энис, 11 лет
 
Возрастная категория от 7 лет до 12 лет
Беркутов Кирилл
г. Минск

12 лет

 
Возрастная категория от 13 лет до 17 лет
Роуба Александр
а/г. Скрибовцы, Гродненская область
17 лет
Возрастная категория от 13 лет до 17 лет
Балюконис Тимофей
г. Витебск
14 лет
 
Возрастная категория от 13 лет до 17 лет
Бутько Павел
г. Брест
16 лет
 
Возрастная категория от 18 лет до 31 года
Авдошко Дарья
г. Новополоцк, Витебская область
20 лет
 
Возрастная категория от 18 лет до 31 года
Мусиенко Святослав, 23 года
г. Могилёв
23 года
Возрастная категория от 18 лет до 31 года
Шоломицкий Дмитрий,Ковалёк Мария
г. Минск; г. Пружаны, Бресткая область
Шоломицкий Дмитрий, 25 лет
Ковалёк Мария, 24 года

Обладатели поощрительных призов

Обладатель поощрительного приза на конкурсе видеоблогеров "Деньги имеют значение" Мишурная Лада, д.Гора, Витебская область.

д.Гора, Витебская область.

Обладатель поощрительного приза на конкурсе видеоблогеров "Деньги имеют значение" Волкова Софья, г.Светлогорск, Гомельская область

г.Светлогорск, Гомельская область

Обладатель поощрительного приза на конкурсе видеоблогеров "Деньги имеют значение" Присяжнюк Александр, г.Пинск, Брестская область.

г.Пинск, Брестская область

Обладатели поощрительного приза на конкурсе видеоблогеров "Деньги имеют значение" Рябченко Валерий, Рябченко Анастасия.

г.Могилев

Конкурсные работы