У банков есть понятие – "принцип нулевой ответственности". Что это такое?
Принцип нулевой ответственности предполагает, что, если мошенники украли с вашей платежной карточки деньги, банк полностью вернет всю исчезнувшую сумму.
Что нужно делать для этого?
Первым делом нужно заблокировать карточку, сообщить банку о происшествии и получить инструкции о дальнейших действиях. По закону, в течение 30 дней с момента совершения мошеннической операции клиент должен подать в банк заявление. Это можно сделать на бумаге или в электронном виде – в зависимости от того, какие условия прописаны в вашем договоре. Если у человека есть уважительная причина, например, он был болен, то срок подачи заявления может быть продлен.
На рассмотрение этого заявления и принятие решения о возврате средств банкам отводится 45 дней, если операция была совершена на территории Беларуси, а если за пределами страны, то – 90 дней.
Означает ли это, что клиент может совершенно не беспокоиться о сохранности своих денег?
Нет, это не так. Забота банка о сохранности ваших сбережений не избавляет вас от обязанности быть бдительным и контролировать движение средств на счете. Банк проведет расследование, чтобы убедиться, что вы сделали все возможное, чтобы обезопасить свои сбережения: никому не говорили свой ПИН-код, заблокировали карточку, как только с нее стали пропадать деньги, подключили СМС-оповещение и др. Если вы соблюдали правила безопасности, банк вернет деньги. Ну а если кража стала прямым следствием вашей собственной беспечности, деньги банк не вернет.
В каких случаях банк вправе отказать в возврате денежных средств?
Такие ситуации четко прописаны в законодательстве:
- Если операцию по чиповой или бесконтактной карточке совершили с вводом ПИН-кода. Суть в том, что если мошенник узнал уникальный код, известный только клиенту – значит, клиент сам его не уберег.
- Если операцию совершили в интернете с использованием технологии дополнительной идентификации клиентов (3D-Secure). 3D Secure – это своеобразный ПИН-код, только для операций в интернете. Его может знать только сам клиент, и, если мошенники сумели воспользоваться этим кодом – значит, держатель карточки проявил беспечность.
- Если операцию совершили через интернет-банкинг или другой канал дистанционного обслуживания с использованием персонального логина и пароля. Эти данные тоже могут быть известны только клиенту банка, и хранить их в тайне – обязанность каждого держателя карточки.
- Если операция прошла после того, как клиент отменил блокировку, инициированную банком. В этом случае логика в том, что банк заподозрил неладное и заблокировал карточку клиента, чтобы уберечь его от неприятностей. Но клиент решил пренебречь этой мерой – а значит, ответственность за происшествие на нем.
- И, конечно, банк откажет в возврате денег, если у него есть информация о мошеннических действиях держателя карточки.
Из этого следует простой вывод: держите в строгом секрете все коды, пароли и прочие уникальные данные, с помощью которых можно получить доступ к вашему счету – и деньги будут в безопасности.