За заморским словом "мисселинг", на самом деле, скрывается "обман", ситуация, при которой продавец намеренно вводит клиента в заблуждение, чтобы тот купил вместо товара или услуги, которые он хочет, другие товары и услуги, навязанные продавцом. Для этого продавец намеренно искажает информацию о продукте, замалчивает нюансы, использует приемы убеждения.
Мисселинг процветает во многих сферах. Например, поддавшись на уговоры, человек может купить робот-пылесос вместо паровой швабры, добровольную страховку вместо обязательной или даже залежавшуюся на прилавке рыбу вместо курицы, за которой изначально пришел в магазин. Ну а результат всегда один – деньги потрачены напрасно, а необходимость в первоначальном товаре, вероятнее всего, не пропала и придется снова нести расходы.
Особенно часто мисселинг встречается в сфере финансовых услуг. Согласитесь, разобраться в множестве финансовых продуктов куда сложнее, чем в ассортименте ближайшего магазина бытовой техники. К тому же, менеджеры по продажам в сфере финансов зачастую отлично владеют даром убеждения, подогреваемым планами продаж и бонусами к зарплате. Поэтому именно здесь часто возникают неприятные для клиента ситуации. Пришел в страховую за самым простым полисом ОСГО – ушел с дорогущим КАСКО. Нужно было сделать вклад на полгода, чтобы потом снять деньги и купить новый телевизор – а вместо этого заключил долгосрочный договор пенсионного страхования и расстался с деньгами надолго. Хотел быстрый кредит на покупку мелкого товара – оформил кредитку с огромным лимитом и высокими процентами, увлекся возобновляемой кредитной линией и угодил в настоящую кабалу. Все это и есть примеры мисселинга в сфере финансовых услуг.
Как избежать мисселинга?
Перед тем, как отправляться за покупкой (в особенности, если речь идет о покупке финансовой услуги), хорошо обдумайте, что именно вам нужно и для чего. Изучите информацию о различных продуктах. Дома, в спокойной обстановке, сравните разные предложения, взвесьте их плюсы и минусы и примите решение о том, какая именно услуга вам требуется.
После этого в банке (или любом другом месте) максимально четко сформируйте свой запрос. Например: "Хочу открыть вклад "Весенний" на 6 месяцев под 15% годовых", "Мне нужно оформить кредит "Легкий" на 1 год под 20%".
Не исключено, что консультант предложит вам другой продукт, охарактеризовав его как более выгодный, либо сообщит о возможности купить дополнительную услугу, например, по акции. Совсем не обязательно это обман и плохо – возможно, вам действительно предлагают интересный вариант. Но не торопитесь принимать решение – народная мудрость гласит "доверяй, но проверяй".
Совет здесь прост и стар, как мир – внимательно читайте договор. От корки до корки, со всеми приложениями и мелким шрифтом, даже если это несколько десятков страниц. Если понимаете, что обстановка не располагает к спокойному чтению – заберите договор домой и изучите его там. Не спешите, вникайте в каждый пункт. Если что-то непонятно или понятно, но не до конца – обязательно разберитесь, посоветуйтесь с близкими, поищите информацию в интернете, снова обратитесь к продавцу-консультанту, чтобы полностью прояснить все непонятные для себя моменты.
Если консультант уверяет, что все будет в порядке, что ставка по вкладу действительно высокая, что депозит отзывный, что проценты капитализируются – не стесняйтесь попросить указать на конкретный пункт в договоре. Гораздо лучше выглядеть недоверчивым занудой, чем рискнуть своими деньгами.
Отдельно стоит вспомнить о ситуациях, когда вам пытаются продать дополнительные услуги. Например, страховку "бонусом" к кредиту или премиальную карточку при оформлении депозита. Опять же, не всегда это плохо – в рамках акций и специальных предложений такие дополнительные услуги могут оказаться очень даже выгодны и полезны. Но не стоит совершать импульсных покупок – это касается вообще любых продаж, не только финансовых. Возьмите паузу и дайте себе время поразмыслить. Можно уйти на несколько часов пообедать или прогуляться, можно вообще пойти домой и вернуться к продавцу на следующий день со свежей головой и принятым взвешенным решением.
Помните, что привлечь продавца к ответственности за мисселинг трудно, ведь вам не продают бракованный товар, а продают то, что вам просто не нужно – но при этом решение о покупке принимаете вы сами. Так что и ответственность за такую покупку лежит в первую очередь на вас.
Всегда будьте внимательны и не спешите. Желаем вам выгодных финансовых продуктов!