Национальный банк Республики Беларусь презентовал банкам страны общую модель кредитного скоринга для оценки кредитоспособности физических лиц, которая представляет собой систему присвоения баллов кредитополучателю исходя из его кредитной истории.
Слово "скоринг" до сих пор остается загадкой для большинства людей. Что такое кредитный скоринг, для чего он нужен?
Этот термин подразумевает быструю систему оценки не только платежеспособности потенциального кредитополучателя, но и вообще всех факторов риска, непосредственно связанных с выдачей кредита. В модели кредитного скоринга, представленной Национальным банком, баллы рассчитыватются с использованием статистической модели. Кредитный скоринг представляет собой балл, который присваивается кредитополучателю для оценки его способности и потенциала погасить долг. Этот балл рассчитывается на основании имеющейся кредитной информации о прошлых периодах с использованием статистической модели.
Как скажется на работе банков использование общей скоринговой карты, и какие возможные плюсы смогут получить клиенты, прокомментировал Андрей Евчик, заместитель начальника Управления рисков ЗАО Банк ВТБ (Беларусь):
"На текущий момент кредитную историю клиента мы оцениваем не баллами, а наличием определенных "стоп- факторов". Например, если у клиента имелась продолжительная просроченная задолженность, то велика вероятность, что в этом случае будет принято решение об отказе в кредитовании. Однако такой подход не охватывает все аспекты кредитной истории клиента, ведь помимо этого существует еще целый ряд различных параметров: частота возникновения просроченной задолженности, количество обращений клиента в иные банки, длительности кредитной истории клиента и т.д.
Из нескольких сотен параметров кредитной истории клиента, влияющих на вероятность дефолта, Национальным банком были отобраны и объединены порядка 30, которые в большей степени влияют на выполнение обязательств. Использование этих данных в системе оценки кредитоспособности позволяет точнее рассчитывать вероятность погашения кредита клиентом. На основании этих параметров была построена скоринговая карта, которая с высокой точностью оценивает клиентов. Данная модель была презентована всем банкам страны для возможного использования в работе.
Стоит учитывать тот факт, что если банк примет решение об использовании данного скоринга, то потребуется изменение бизнес-процессов по рассмотрению заявок клиентов на кредит. Какое-то время потребуется для доработки программного обеспечения в связи с изменением бизнес-процессов и т.д. Данная оптимизация может занять несколько месяцев.
Теперь у банков появится возможность заменить экспертно-статистическую оценку на скоринговую карту. На мой взгляд, это должно привести как минимум к ускорению рассмотрения заявки на получение кредита и как максимум - к улучшению качества кредитного портфеля при неизменном уровне одобрения заявок. Ни один банк от этого не проиграет.
Ручного труда по анализу кредитной истории станет меньше, и некоторому сегменту клиентов, в частности нашего банка, кредит станет получить проще".