Ежегодно 15 марта отмечается День потребителя. Эта дата также Всемирный день защиты прав потребителей. Предлагаем вам ознакомиться с информацией о том, как установить запрет на предоставление кредитного отчета и зачем это может быть нужно.
Для снижения риска оформления мошенниками кредита человек имеет право установить запрет на предоставление пользователям кредитной истории своего кредитного отчета независимо от того, сформирована его кредитная история либо отсутствует. Кредитный отчет представляет собой документ, сформированный на основании сведений, входящих в состав кредитной истории. В кредитный отчет физических лиц включаются сведения о заключенных договорах и об исполнении обязательств по данным договорам, а также скоринговая оценка кредитной истории (система присвоения баллов, характеризующих способность клиента погасить вновь предоставленный ему кредит).
В случае установления запрета пользователь кредитной истории, запросивший кредитный отчет, получает сообщение о наличии соответствующего запрета. В этом случае кредитный отчет пользователю кредитной истории не предоставляется. Исключение составляют случаи наличия в кредитной истории на дату запроса действующей кредитной сделки, заключенной между запросившим кредитный отчет пользователем кредитной истории и субъектом кредитной истории, либо действующего денежного требования, права по которому уступлены запросившему кредитный отчет пользователю кредитной истории по договору факторинга или факторинговой операции, по которому субъект кредитной истории является должником.
Порядок установления и снятия физическим лицом запрета на предоставление пользователям кредитной истории кредитного отчета определяется Национальным банком. Установить (снять) запрет можно следующими способами:
- в электронном виде посредством вэб-портала Кредитного регистра https://creditregister.by/ после прохождения авторизации в Личном кабинете;
- при обращении лично с заявлением по установленной форме в бумажном виде в Управление ”Кредитный регистр“ Национального банка. При этом необходимо иметь с собой документ, удостоверяющий личность, а представителю субъекта кредитной истории дополнительно документ, подтверждающий его полномочия;
- направить заявление по установленной форме на бумажном носите в Национальный банк посредством почтовой связи. Для этого необходимо будет обратиться к нотариусу, который примет заявление для передачи в Национальный банк или заверит подлинность подписи физического лица.
Установление и снятие физическим лицом запрета на предоставление пользователям кредитной истории его кредитного отчета могут осуществляться без уплаты вознаграждения неограниченное количество раз, но может быть подано не более одного заявления об установлении (о снятии) запрета в течение одного дня. Запрет начинает действовать со дня, следующего за днем получения заявления Национальным банком, а в случае направления заявления посредством почтовой связи – со дня, следующего за банковским днем, следующим за днем поступления заявления.
Снятие установленного запрета начинает действовать со второго дня, следующего за датой получения заявления Национальным банком, а в случае направления заявления посредством почтовой связи – со второго дня, следующего за банковским днем, следующим за датой поступления заявления.
Субъект кредитной истории может проверить наличие установленного им запрета на предоставление пользователям кредитной истории его кредитного отчета посредством Веб-портала Кредитного регистра https://creditregister.by/.
С дополнительной информацией можно ознакомиться в разделе ”Кредитный регистр“ на сайте Национального банка https://www.nbrb.by/ или на Веб-портале Кредитного регистра https://creditregister.by/.