Порядок действий при проведении неавторизованных платежных операций по счету с использованием карточки

Законодательством определен порядок проведения разбирательства по неавторизованным платежным операциям по текущему (расчетному) банковскому счету (далее – счет) пользователя платежных услуг с использованием банковской платежной карточки (далее – карточка).

Требования к поставщикам платежных услуг и порядок действий пользователей платежных услуг при несанкционированном списании денежных средств с их счетов (проведении неавторизованных операций), определены Законом Республики Беларусь от 19 апреля 2022 г. ”О платежных системах и платежных услугах“ (далее – Закон), Инструкцией об осуществлении операций с банковскими платежными карточками и платежными инструментами, обеспечивающими их использование, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 6 октября 2022 г. № 378 (далее – Инструкция № 378).

Согласно статье 26 Закона ответственность за неправильную аутентификацию пользователя, неавторизованную платежную операцию несет поставщик платежных услуг, предоставивший аутентификационные данные пользователю, в случае, если пользователь выполнил все требования, предусмотренные договором между ним и поставщиком платежных услуг (банком). Пользователь имеет право требовать признания совершенной платежной операции неавторизованной в случае выявления факта неавторизованной платежной операции списания денежных средств с его счета при добросовестном исполнении пользователем обязанностей, установленных подпунктами 2.1 и 2.2 пункта 2 статьи 40 Закона.

В соответствии с требованиями пункта 45 Инструкции № 378 пользователь в течение одного месяца с даты выявления факта неавторизованной операции, но не позднее 70 календарных дней с даты отражения этой операции по счету, предоставляет поставщику платежных услуг (банку) заявление, содержащее требование о признании осуществленной операции неавторизованной, на бумажном носителе или в электронном виде.

Согласно подпункту 11.3 пункта 11 Инструкции № 378 в договор на оказание платежных услуг, заключенный между банком-эмитентом и держателем карточки, включаются случаи и порядок обжалования действий (бездействия) банка-эмитента, способы разрешения споров, которые включают:

способ подачи заявления, содержащего требование о признании осуществленной с использованием карточки операции неавторизованной;

срок информирования банком-эмитентом держателя карточки о результатах рассмотрения заявления, содержащего требование о признании осуществленной с использованием карточки операции неавторизованной.

В то же время пунктом 47 Инструкции № 378 определены случаи, при которых банк-эмитент отказывает в признании операции, осуществленной с использованием карточки, неавторизованной.

Таким образом, при списании денежных средств со счета клиента по операции, признанной банком-эмитентом неавторизованной, наличии заявления, отсутствии у банка-эмитента оснований для отказа в признании осуществленной с использованием карточки операции неавторизованной банк-эмитент возмещает списанные со счета клиента денежные средства в срок, не превышающий 90 календарных дней с даты получения заявления.

С текстом Закона и Инструкции № 378 можно ознакомиться на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет в подразделе ”Платежные системы и платежные услуги“ раздела ”Платежный рынок и цифровые технологии“.

В случае совершения противоправных действий, включая факты мошенничества, данное лицо вправе обратиться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы.

 

Меры предосторожности по недопущению проведения неавторизованных платежных операций по счету с использованием карточки и каналов системы дистанционного банковского обслуживания (СДБО):

  1. Оплачивайте товары в интернет-магазинах только с доверенных сайтов. Не переходите по незнакомым ссылкам. Заходите в СДБО банка с проверенных адресов сайта.

Обращайте внимание на написание адресной строки сайта (например, правильная ссылка: https://belpost.by, не правильная:  https://belpochta.be).

  1. Заведите отдельную карту для оплаты в интернет-магазинах.
  2. Не позволяйте никому отвлекать вас во время проведения платежной операции, поскольку вы можете случайно совершить некорректную операцию.
  3. После совершения платежной операции дождитесь карт-чека (или электронного чека).
  4. Пользуйтесь услугой SMS-информирования (оповещения). Она обеспечивает оперативное уведомление о совершенных по карточке операциях, изменении остатка по счету. Это позволит не только незамедлительно узнать о не санкционированной вами операции, но и предпринять необходимые меры для своевременной блокировки карточки.
  5. Избегайте использования банкоматов и терминалов в безлюдных или плохо освещенных местах.

 

 

Управление по защите прав потребителей

Национального банка Республики Беларусь