На какие же финансовые темы можно и нужно говорить с малышами?

Часто бытует такое мнение, что детей не следует посвящать в финансовые темы, что "у детей должно быть детство", а денежных вопросов им все равно не избежать во взрослой жизни, тогда и научатся.

 

Но эксперты утверждают, что в возрасте 4-7 лет ребенок находится в наиболее благоприятных условиях для познания окружающего мира, включая экономическую сферу. Кроме того, белорусские исследователи разработали Матрицу финансовых компетенций для дошкольников, цель которой – создать условия для того, чтобы дети овладели финансовыми знаниями, навыками и установками, доступными для их возраста.

Труд и профессия

Даже дети в возрасте 4-5 лет могут иметь представление о понятиях "труд" и "профессия", знать о различных профессиях, таких как воспитатель, швея, строитель и других. Также важно, чтобы они разбирались в инструментах труда для различных профессий: кассовый аппарат для продавца, кастрюля и черпак для повара.

 

Дети 5-7 лет могут понимать деятельность и значимость труда людей разных профессий, знать, что такое "рабочее место" и "рабочее время". Как правило дети в этом возрасте хорошо знают о профессиях своих родителей, бабушек и дедушек, в чем заключается их работа, чем ценна.

 

Для знакомства малышей с этой темой хорошо подойдут игры в разные профессии – в доктора, в магазин, парикмахерскую и др. Также детям о профессиях можно узнать при помощи чтения книг, интересных историй из жизни или фильмов. Помимо этого, можно рисовать или раскрашивать представителей разных профессий, их инструменты, одежду.

 

Продукт (товар)

Младший дошкольник может иметь преставление о понятиях "товар" и "цена", "продажа" и "покупка". Разумно объяснять малышу, зачем мы покупаем те или иные товары: для здоровья (лекарства, зубную пасту и щетку), для развлечения и развития (игрушки, книги и т.п.). Также полезно и важно обратить внимание детей на обязательные и необязательные покупки: такие как продукты и игрушки, лекарства и сладости. Кроме того, детям 4-5 лет важно понимать, что разные товары могут иметь разную цену; знать, и заботиться о своих личных вещах.

 

Со старшими дошкольниками можно поговорить о том, что продукт – это то, что создают люди своим трудом, и чем больше товаров производится, тем лучше люди живут и страна богатеет. Кроме того, дети 5-7 лет могут разбираться в таких финансовых терминах, как банковская карта, банкомат, терминал, чек, сдача. Также им полезно знать о разных местах для покупки товаров, чем они отличаются, например, где можно торговаться, а где нет.

 

Полезно дать возможность ребенку самому выбирать покупки и расплачиваться за них. Привлекайте детское внимание и интерес к действительно ценной и нужной вещи, поясняя ее преимущества.

 

Деньги

Тематический блок "Деньги" охватывает знания и навыки, связанные с финансовыми понятиями. Это, пожалуй, самый большой блок компетенций, что неудивительно: он включает важнейшие понятия с точки зрения финансовой грамотности.

 

Рекомендуется, чтобы дети 4-5 лет имели представление о понятиях "деньги", "заработная плата", "семейный бюджет", а дети 5-7 лет – о понятиях "валюта", "потребности", "накопления", "расходы" и "экономия". Младшие дошкольники уже понимают, что деньги бывают бумажные и металлические, осознают, что банкноты имеют номинальную стоимость. С детьми можно говорить о планировании семейного бюджета, о способах хранения денег и бережном отношении к ним: их нельзя терять, мять, рвать. Хорошим помощником в обучении малышей финансовой грамотности будут карманные деньги и классическая копилка. Дети в этом возрасте также могут уже знать, что в каждой стране есть свои деньги, а старшие дошкольники – для чего обменивать валюту, а самые продвинутые – названия валют ближнего и дальнего зарубежья.

 

Дети 5-7 лет могут глубже ориентироваться в финансовых вопросах: иметь представление, что можно сделать в банке, знать о различных источниках доходов и направлениях расходов семьи, понимать, что деньги нужно расходовать рационально. Со старшими дошкольниками можно обсуждать вопросы денежной поддержки со стороны государства, например, что если человек болеет, то он может оставаться дома до выздоровления – "на больничном листке".

 

Рекомендуется рассказать ребенку о последствиях потери денег и чувствах, которые при этом возникают у человека, а также о том, что деньги нельзя воровать. Можно затрагивать такие вопросы, как невозможность владеть всем из-за ограниченности ресурсов и что не всегда можно иметь то, чего хочется. И дошколята способны вас понять!

 

Реклама

Дети 4-5 лет могут иметь представление о понятии "реклама" и о ее видах: реклама на телевидении, в транспорте, рекламные щиты и др. Ребята постарше могут знать, что участниками рекламной деятельности могут бать артисты, животные и даже герои мультфильмов! С ними можно обсуждать назначение рекламы, а также пробовать сделать свою рекламу в форме рисунков, игр или в стихах. Несомненно, так они быстрее научатся менее эмоционально поддаваться ее воздействию.

 

Таким образом, все эти знания помогают детям понять важность экономии, бережливости и трудолюбия. В целом разработанная матрица компетенций для дошкольников показывает, какие знания и навыки по финансовой грамотности необходимы детям. И педагоги, и родители могут использовать эту матрицу, чтобы эффективно обучать детей.