Каждый день появляются сообщения о новых случаях мошенничества – пропавших со счетов деньгах и обманутых людях. Жертвами мошенников становятся и пожилые, и молодые люди, даже самые умные и образованные могут попасться на крючок.
Мошенники убеждают, втираются в доверие, играют на эмоциях и применяют различные психологические приемы для обмана людей. Кроме того, они постоянно совершенствуют свои методы, поэтому всегда нужно проявлять осторожность. В этой статье расскажем о недавно появившихся способах мошенничества и дадим несколько советов, которые помогут своевременно выявить попытки мошенничества, защитить себя и не потерять деньги.
"Улучшить качество связи"
В последнее время мошенники во время звонков в мессенджерах стали представляться не только сотрудниками милиции, банка, но и сотрудниками операторов мобильной связи. Они сообщают, что для улучшения качества связи, или из-за истечения срока действия договора, необходимо подписать новое соглашение и установить или обновить приложение. Затем отправляют ссылку на скачивание файла. Если жертва открыла ссылку, мошенники получат удаленный доступ к ее смартфону, а там и к личным данным, мобильному банкингу и средствам на счетах. Потом они прекращают любую связь с пострадавшим или используют полученные данные для вымогательства денег.
СОВЕТ. Сразу завершите разговор, если «официальное лицо» позвонило с использованием мессенджеров, с номера иностранных операторов или у вас возникло малейшее подозрение в правдоподобности звонка. Не открывайте незнакомые ссылки, перезванивайте мобильному оператору по номерам, указанным на его официальном сайте.
"Помочь найти iPhone"
Эта схема мошенничества касается владельцев iPhone. Мошенники просят помочь найти потерянный iPhone со взломанного аккаунта от имени знакомых или родных. . Обычно мошенники утверждают, что телефон потерян или необходимо удалить фотографии из облачного хранилища, ссылку на которое присылают. Если жертва соглашается и входит в фальшивое «облако», преступники изменяют пароль и блокируют устройство. После этого они требуют деньги за разблокировку телефона.
СОВЕТ. Обращайте внимание на поведение и манеру общения собеседника, соответствуют ли они реальному человеку, которого вы знаете. Лучше перезвоните своему знакомому на номер его мобильного и уточните, что случилось. Заранее договоритесь с родными об ответе на секретный вопрос, если разговор кажется подозрительным.
"Оплата услуг по QR-коду"
Для оплаты той или иной услуги мошенники могут присылать фейковый QR-код, который ведет не на официальный сайт сервиса, а на поддельный ресурс, через который аферисты могут взломать ваше устройство, украсть деньги, данные банковской карточки. Считав такой код через сканер телефона и перейдя по ссылке, вы прямиком попадете на сайт мошенников!
СОВЕТ. При проведении оплаты считывайте QR-коды только с использованием официального приложения платежного сервиса, а не через камеру гаджета.
"Проголосовать за родственников в конкурсе"
Еще один не новый, но популярный, с виду "безобидный" мошеннический сценарий: в соцсетях или в мессенджерах вы получаете просьбу проголосовать за чьего-нибудь ребенка или родственника в конкурсе. Перейдя по ссылке, которую мошенники отправляют со взломанного аккаунта, вы можете "словить" вирус, с помощью которого киберпреступники получают полный доступ к вашему гаджету и банковским счетам, могут блокировать телефон и требовать за разблокировку выкуп.
СОВЕТ. Даже если вы получили просьбу от близкого человека, не торопитесь "голосовать". Свяжитесь с этим человеком и уточните, что за ссылка. При малейшем сомнении не переходите по ней!
Будьте бдительны!
1. Не делитесь личной информацией, данными банковских карточек и паролями, кодами и сеансовыми ключами, независимо от того, какие причины они называют и кем представляются.
2. Не переходите по подозрительным ссылкам, QR-кодам и не вводите на сайтах, на которые они ведут личные данные. Не устанавливайте никаких приложений на свой смартфон по просьбе посторонних людей.
3. Не торопитесь переводить деньги родственникам и знакомым, а также если незнакомец утверждает, что является сотрудником банка или правоохранительных органов. При возникновении сомнений всегда связывайтесь с тем, чью просьбу получили, либо звоните в банк по официальному номеру для подтверждения информации.
4. Если вас шантажируют, требуют денег, незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы.
5. Если что-то кажется вам небезопасным, перепроверьте, проигнорируйте, нажмите на крестик. Помните, что мошенники – хорошие психологи, использующие свои отработанные психологические техники для выманивания денег.