В этой статье мы поговорим о рейтингах организаций, которые составляются рейтинговыми агентствами.
Представьте себе ситуацию, что вы приехали в незнакомый город и хотите вкусно перекусить. Что вы сделаете? Зайдете в интернет и посмотрите рейтинг заведений. Чем больше звездочек и положительных отзывов у ресторана, тем больше шансов, что еда там действительно вкусная и аппетитная.
Или, например, вы решили купить новый телефон. На сайте крупного магазина техники размещено множество разных моделей. Но как из них выбрать то, что нужно? Тут-то и приходит на помощь рейтинг моделей! По нему сразу видно, какой смартфон пользуется популярностью у покупателей и меньше всего вызывает жалоб.
Что такое рейтинг
Итак, рейтинг – это система оценки, которая помогает сравнить разные организации и понять, целесообразно ли, например, инвестировать в акции кокой-либо компании.
Рейтинги рейтинговых агентств не составляются на основе отзывов пользователей и клиентов организаций. Это объективная оценка компаний на основе специально разработанной методологии и определенных финансовых показателей. К таким показателям относятся, например, эффективность деятельности финансовой организации, достаточность ее капитала, деловая репутация компании, качество управления рисками, величина различных видов рисков (странового, валютного, риска ликвидности и т.д.), система корпоративного управления организации и многие другие показатели.
Рейтинговое агентство
Анализ обширной информации об организации, расчет всех показателей и составление рейтинга является достаточно сложным процессом. Поэтому такую деятельность разрешается осуществлять только проверенным организациям.
В Беларуси рейтинговое агентство должно пройти аккредитацию в Национальном банке, т.е. получить от него специальное свидетельство. Национальный банк ведет реестр белорусских рейтинговых агентств.
На начало 2025 года в данном реестре зарегистрировано одно рейтинговое агентство ООО "БИК Рейтингс". Кроме непосредственно рейтинговой деятельности, эта организация составляет прогнозы о ситуации на разных рынках товаров и услуг, анализирует экономические тенденции, проводит исследования по запросам клиентов, распространяет аналитическую информацию, занимается составлением рэнкингов, организует учебные занятия, деловые мероприятия и конференции и даже оказывает такую полезную услугу, как расчет углеродного следа деятельности компаний. Полный перечень услуг, который оказывается рейтинговым агентством, указывается в реестре рейтинговых агентств.
Кто присваивает рейтинг?
Присвоением рейтинга занимаются сотрудники рейтинговых агентств – рейтинговые аналитики. Они проверяют финансовую отчетность компаний, собирают данные, оценивают риски, готовят необходимые отчёты. Чтобы стать таким специалистом, нужно обязательно иметь опыт работы не менее года в финансовой сфере. Кроме того, рейтинговые аналитики ведут переговоры с компаниями и проверяют их.
Чтобы исключить влияние личного мнения и обеспечить объективность решения по присвоению рейтинга собирается специальный орган – рейтинговый комитет. На основе информации, предоставленной рейтинговыми аналитиками, эксперты, которые входят в состав рейтингового комитета, коллективно решают, какую оценку поставить компании.
Виды рейтингов
Самый известный и важный вид рейтинга, над которым работают рейтинговые агентства, – это рейтинг кредитный. Кредитный рейтинг – это оценка рейтинговым агентством способности банка или другой финансовой организации своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства. Корпоративный рейтинг – это тот же кредитный рейтинг, только присвоенный нефинансовой организации.
Рейтинговые агентства могут составлять так называемый рейтинг ESG – это оценка того, как организация соблюдает принципы защиты природы, бережёт интересы сотрудников и общества, ответственно ведёт бизнес. Рейтинг деловой репутации показывает, насколько компанию считают надежной, профессиональной и добросовестной, а ее продукцию – качественной. Рейтинги поставщика услуг – это оценка того, насколько хороша история деятельности организации, а клиенты довольны качеством услуг и уверены в её надежности.
Кроме того, рейтинговое агентство может присвоить рейтинг офисного помещения (или рейтинг офиса). Это информация о том, насколько удобно сотрудникам работать в офисе, учитывающая их собственное мнение и оценку условий труда.
Рейтинг и рэнкинг: в чем разница?
Мы уже узнали, что рейтинг – это официальная оценка какого-то показателя (например, способности отвечать по своим обязательствам) или организации, данная рейтинговым агентством.
Рэнкинг же – это список организаций, расставленных по порядку по определённому критерию. Например, по размеру выручки, количеству сотрудников или уровню удовлетворённости клиентов. Сам по себе рэнкинг не дает оценку, но благодаря ему легко увидеть положение конкретной компании среди остальных участников рынка.
Например, если вы ищете хороший банк для открытия счёта, можно посмотреть рэнкинг банков по величине активов или числу отделений, если эти показателя для вас важны. Этот список не покажет, какой банк самый надежный или выгодный, зато даст представление о размере банка и масштабе его деятельности. Таким образом, рэнкинги несут много полезной информации, которую обычному человеку трудно самостоятельно собрать и проанализировать.
Итак, в этой статье мы разобрались в том, что такое рэнкинг и рейтинг, кто осуществляет рейтинговую деятельность и присваивает рейтинг. С этой информацией вам будет легче ориентироваться в финансовой сфере и принимать грамотные финансовые решения.
05.06.2025